Во исполнение части 9 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заслушав отчет о результатах деятельности контрольно-ревизионного комитета администрации города Мегиона за 2005 год, Дума города Мегиона
Р Е Ш И Л А :
Принять отчет о результатах деятельности контрольно-ревизионного комитета администрации города Мегиона за 2005 год, согласно приложению.
Исполняющий обязанности
главы города Мегиона В.М.Танкеев
Приложение
к решению Думы города Мегиона
Отчет
о результатах работы контрольно-ревизионного комитета за 2005 год
Контрольно-ревизионный комитет создан распоряжением главы местного самоуправления от 25.04.2002 года № 237 «О создании контрольно-ревизионного комитета», как орган муниципального финансового и экспертно-аналитического контроля
Контрольно-ревизионный комитет состоит из контрольно-ревизионного отдела и экспертно-аналитической службы.
5 специалистов имеют высшее образование, 1 – средне специальное. Один человек получает послевузовское образование на кафедре социологии УрАГС.
Все специалисты прошли аттестацию в 2005 году. Трем специалистам присвоена квалификация на разряд выше, три подтвердили квалификацию.
В пределах полномочий контрольно-ревизионный комитет
-посещает хозяйствующие субъекты и анализирует исполнение сметы проверяемых предприятий
-проверяет в ревизуемых предприятиях, учреждениях и организациях денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, сметы и другие документы, наличие денежных сумм и ценных бумаг, учет и правильность списания материальных ценностей
- принимает, совместно с руководителями проверяемых предприятий, учреждений и организаций необходимые меры к устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины
-рассматривает обращения физических лиц по вопросам начисления и выплаты заработной платы, выплат социального характера (больничные, материальная помощь к отпуску выплаты пособий по рождению ребенка и т.д.) и иных выплат (льготный проезд, командировочные расходы), предусмотренных законодательством
-готовит проекты распоряжений и постановлений о приостановлении финансирования бюджетных учреждений при наличии фактов незаконного расходования бюджетных средств
-готовит предписания о бесспорном списании средств, использованных не по целевому назначению
-проверяет обоснованность затрат, связанных с текущей деятельностью
-готовит бухгалтерские заключения по проверкам, проводимым по поступающим запросам от правоохранительных органов
-проводит анализ периодичности проведения проверок предприятий, учреждений и организаций и доводит до сведения главы города результаты проводимых проверок.
Проверки проводятся на основании годового плана работ. План составляется с учетом проведенных ревизий за предшествующий период. В 2003 году были проведены ревизии в основном в учреждениях культуры, в 2004 учреждениях здравоохранения, в 2005 учреждениях образования.
За 2005 год контрольными мероприятиями было охвачено 22 хозяйствующих субъекта различных форм собственности.
В ходе осуществления контрольной деятельности проведено 5 экспертно-аналитических и 17 контрольно-ревизионных мероприятий, в том числе:
структурные подразделения администрации города - 2, муниципальные учреждения – 13, муниципальные унитарные предприятия -1, и прочие хозяйствующие субъекты -6.
За отчетный период было выявлено нарушений на общую сумму 25 848 699,96 руб. или в среднем на одного специалиста комитета 4,3 млн. руб.
В период и после окончания ревизий непосредственно учреждениями по требованию ревизоров восстановлено 601 730,95 руб. (в том числе нецелевого использования 377474,35 руб.) до начислено и возвращено физическим лицам 114 983,27 руб.
В бесспорном порядке списано с учреждений средств нецелевого использования:
- МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов 178 529,29 руб.
- МОУ «СОШ №4» 43700,00 руб.
-МУ «Экоцентр» 7317,87 руб.
Структура нарушений выглядит следующим образом:
1. Суммы средств, излишне начисленных по оплате труда 5719131,44 руб.
2. Суммы средств не правомерно не начисленных по оплате труда 267848,76руб
3. Сумма средств нецелевого использования 662500,21 руб.
4. Нерациональное использование имущества 53307 руб.
5. Возникновение просроченной задолженности 1207550,36 руб.
6.Суммы средств по необоснованно принятым к учету документам 15075963,79 руб.
7. Осуществление закупок с нарушением законодательства по конкурсам 2862798,40руб.
Положительной тенденцией является изменение структуры нарушений: уменьшение суммы нецелевого использования средств по сравнению с 2004 годом на 51%, вместе с тем увеличилось количество учреждений (6), допускающих нецелевое использование средств (2).
Следует отметить, что при определении классификации нарушения руководствуемся БК РФ и УК РФ, т.к. классификатора нарушений нет. Отдельные комментарии специалистов относят к нецелевому использованию средства, необоснованно полученные и выплаченные, но если общая сумма по статье не выходит за пределы ассигнований, выделенных по смете учреждения, то отнести к нецелевому использованию данные суммы нельзя.
Основная доля нарушений приходится на нарушения бухгалтерского учета и отчетности, которые составляют 58%
Выявленные нарушения свидетельствуют о недостаточном знании законодательной базы и о недостаточном уровне образования бухгалтеров, работников кадровой службы учреждений. В 27 учреждениях высшее образование имеют 13 главных бухгалтеров, незаконченное высшее - 2, средне специальное – 11, т.е. у 48% главных бухгалтеров даже не имеется высшего образования. Но даже среди тех, у кого есть высшее образование, только у 5-ти человек образование по специальности бухгалтерский учет.
тыс. руб.
№
Вид нарушения
2003
2004
2005
1
Излишне начисленная сумма
2242,0
1336,3
5719,1
2
Не правомерно не начисленные
92,4
174,7
267,8
Типичные нарушения в бухгалтерском учете являются:
а) кассовые операции - не соблюдение лимита денежных средств в кассе, составление отчетов за несколько дней
б) банковские операции – отсутствие первичных документов, нарушения условий закупки
в) кредиторская и дебиторская задолженность – нет сверки расчетов и инвентаризации;
г) расчеты с подотчетными лицами – нарушения при оплате льготного проезда, оплата внутригородского транспорта в командировках;
д) учет и списание основных средств и материалов - списание без постановки на материальные счета, без учета норм расхода;
е) оплата труда – выплата премий, расчет за дни командировки, правильность начисления материальной помощи к отпуску, оплата отпуска при учете перевода рабочих дней расчетного периода на среднемесячное число календарных дней, выплата по северным надбавкам, компенсация при увольнении.
Вскрывая недостатки, предлагая меры по устранению которых, специалистами контрольно-ревизионного комитета проводится ряд мероприятий по обеспечению юридических и физических лиц определенными инструктивными материалами, проводятся консультации, даются разъяснения в письменной и устной форме.
За 2005 года подготовлено 8 распоряжений о бесспорном списании средств, о дисциплинарных взысканиях; о поощрениях. К дисциплинарной ответственности привлечено 10 человек, в том числе 3 уволено. Материалы по 3 проверкам переданы в ГОВД. Состава преступлений не установлено. Один человек привлечен к административной ответственности, наложен административный штраф 4000 руб.
КРК сотрудничает с Государственной инспекцией по труду и по просьбе последней проводит целевые проверки по порядку начислений оплаты труда, ГОВД, прокуратурой.
Специалисты контрольно-ревизионного комитета привлекаются к работе комиссий. (Организация работы «Бухта Лазурная», выдача кредитов, ликвидационная, инвентаризационная)
В течение отчетного периода года КРК получено 76 обращений и подготовлено письменно 52 ответа.
1. При проведении проверок одним из значительных препятствий является старая нормативная база по муниципальному образованию, которая и на сегодняшний день не обновлена.
-устарели практически все Типовые положения об оплате труда, о премировании что создает значительные трудности при проверке правильности начисления оплаты труда.
-распоряжение о порядке выплаты материальной помощи к отпуску издано 03.03.2003 №115 и не обновлялось ни в 2004, ни в 2005 году. Постановление Губернатора № 48-п от 03.03.2005 г. обязывает включить в смету в годовом фонде оплаты труда 10% на материальную помощь к отпуску на профилактику заболеваний, но распоряжения на выплату материальной помощи нет.
В результате складывается такая ситуация, что оплата труда между учебными учреждениям одного порядка отличается в два раза. Так, например в МОУ №5 «Гимназия», где существуют не только гимназические классы, но общеобразовательные, средняя заработная плата составляет - 20070,05руб., а в МОУ СОШ №2 - 10452,22 руб.
2. Вместе с тем самой большой проблемой считаю постоянное уточнение смет расходов в текущем году. Анализ исполнения смет расходов показал, что уточнение смет расходов по статьям производится по фактическому исполнению, что не всегда оправданно. Считаю, что, например, прежде чем увеличить средства на оплату труда необходимо провести проверку правильности и обоснованности начисления, а данные ревизий показывают, что именно там всегда бывает большее количество нарушений.
Для того, что бы увеличить сумму сметных назначений некоторые учреждения закладывают в штатное расписание и тарификацию массу вакансий, которые остаются свободными годами и распределяются между некоторыми членами коллектива, оказывают материальную помощь больше, чем предусмотрено действующими документами, выплачивают премии, значительно превышающие сметные назначения.
Особое внимание хочу обратить на неотработанную схему расходов средств, полученных от предпринимательской деятельности. Нет практически ни в одном учреждении Положения о расходовании средств, полученных от предпринимательской деятельности, а если и есть, то оно не утверждено в установленном законом порядке. Да и сам этот порядок не прописан ни в одном локальном акте. Поэтому за счет спонсорских поступлений и доходов от предпринимательской деятельности руководители оплачивают путевки на отдых, осуществляют краткосрочное кредитование работников и т.д. внося изменения в смету в течении года и корректируя в зависимости от произведенных затрат.
В связи с принятием 122-ФЗ все социальные выплаты необходимо проводить через управление труда и социальной защиты населения, но в образовательных учреждениях в 2005 году производилось оказание материальной помощи по всеобучу, что исключено 124-ФЗ. Хорошо, что имеется возможность помочь более нуждающимся детям, но это не входит в функции школы, а является функциями ДТ и СЗН. В 2005 году на эти средства было использовано порядка полумиллиона рублей. Это вновь говорит о том, что планирование бюджета оставляет желать лучшего.
3. Не публикуются распоряжения главы города. В результате о том, что вступил в силу тот или иной акт или распоряжение узнаем, приходя на ревизию, либо после того, как к нам обращаются с запросами руководители учреждений разъяснить действие такого документа. (Социальная защита, оплата льготного проезда). При подготовке распоряжений не все заинтересованные службы знакомятся с проектом распоряжения, и получается, что, например,в Положении допускается возможность возмещать расходы на транспорте, управляемом по доверенности. В федеральном и региональном законодательстве такой нормы нет. Там же написано, что к оплате принимаются чеки АЗС и маршрутная справка, но не указано, что с учетом норм расхода
При отчете на аппаратном совещании предлагала управлению делами отслеживать процесс информирования всех служб об изданных распоряжениях; либо в СМИ печатать данные документы, что бы была возможность ознакомиться с ними.
4. При проведении ревизии за 2005 год специалисты комитета столкнулись с такой проблемой: провести ревизию учета и списания основных средств и материалов практически не возможно, т.к. учреждения не представляют оборотные ведомости, что не позволяет провести сверку с данными синтетического учета.
В письменных объяснениях одни учреждения ссылаются на то, что недостаточно хорошо работает программа и не обучены специалисты, другие на то, что нет связи с Департаментом по управлению имущества в части классификации имущества. В устных жалуются на недостаточное внимание работников МУ «Вектор». Моё мнение, что уровень образования бухгалтеров, о чем уже говорила выше, сказывается и в этой существенной недоработке. Вместе с тем отмечаю, что в 2005 году организованы курсы повышения квалификации бухгалтеров. Курсы ещё не окончены, поэтому о результатах говорить преждевременно.
Ревизоры обеспечены стационарными компьютерами, но в связи со спецификой работы более удобны были бы ноутбуки. Необходим косметический ремонт кабинетов. Существует потребность в ксероксе, двух принтерах. Необходимо отправить на курсы повышения квалификации 3 специалистов в 2006 году.
Председатель КРК В.Б.Рустейко